I Saloni 2013 выставка
Все чаяния и интересы мировых производителей и продавцов мебели, а также дизайнеров и архитекторов в апреле приковывает к себе Милан. С 1961 года именно здесь ежегодно проходит крупнейшая европейская мебельная выставка i Saloni, либо подтверждающая тенденции развития предметного дизайна, либо же диктующая абсолютно новые. И если статус самого главного города мира фэшн-индустрии давно закрепился за Парижем, то Милан – безусловно столица дизайна. Хотя и в этой сфере между двумя мегаполисами существует негласное соревнование. Не смотря на то, что i Saloni следует после Maison & Objet – профессионалами французский салон воспринимается как своеобразная проба пера, а вот окончательное оформление тенденций происходит все-таки в Милане.
Во время Миланского салона интерьерная мода захватывает весь город. Новинки предметного дизайна окупируют не только все выставочные пространства и интерьерные магазины, но и «нецелевые» площади –модные бутики и книжные магазины. Манекенов в дизайнерской одежде рассаживают по дизайнерским же креслам, а рекламу самого известного интерьерного журнала в витрине книжного поддерживает новое творение Патрисии Уркиолы. И, пожалуй, именно в таком неожиданном обрамлении мебель выглядит гораздо выигрышнее, чем в окружении собратьев на именном стенде. Это такая своеобразная примерка.
Но вернемся к выставочному центру. Fiera Milano International, спроектированный Массимилиано Фуксасом просто огромен – 230 000 квадратных метров. Так что не зря выставка длится целую неделю – чтобы обойти все павильоны и этого времени недостаточно. Экспозиция четко структурирована – поделена на практически равные части. В одной четверти каждый год происходит смена темы. В этом апреле здесь в рамках выставки Euroluce были представлены новинки производителей светового оборудования. Ну а в остальных трех бал правит мебель. Для удобства посетителей выставочные павильоны разделены на три категории – классика, модерн и дизайн. Впрочем, последние две весьма условны и перекликаются между собой, да и многие крупные фабрики частенько представляют свои новинку сразу во всех категориях. Согласно статистики в выставке принимали участие производители из 80 стран, но реальными королями i Saloni конечно же являются местные фабрики. Что неудивительно – словосочетание итальянский дизайн уже практически превратилось в торговую марку.
Само оформление стендов стало гораздо сдержаннее, даже по сравнению с прошлыми посткризисными годами. Производители словно заключили негласный договор – демонстрировать в первую очередь мебель, без попыток отвлечь внимание от главного обилием аксессуаров или ярким фоном. Так что, пожалуй одним из самых запоминающихся стала площадка Meritalia –
дизайнеры завесили свой стенд огромными зеркалами под разными углами. Хотя, конечно, марка производящая эпатажную мебель не могла иначе.
Ну а самым распространенным приемом, особенно в классических павильонах, стала стилелизация под обычный набор комнат дома – гостиную, спальню, детскую.
Одной из особенностей, вызывающей удивление в век цифровых технологий стало обилие книжных стеллажей. Практически каждая фабрика сочла своим долгом представить свою модель. Хотя вряд ли дизайнеры придумывают их в расчете на книги. Скорее нам предлагается использовать их как хранилища сувениров и… своеобразные инсталляции – украшение интерьера: сложные сочетания форм и материалов обладают очень декоративной фактурой.
Что касается общего впечатления от посещения современных павильонов – ничего экстраординарного: на пике популярности спокойный модерн с его функциональными прямоугольными формами. От обилия практически одинаковых моделей светлых диванов, состоящих из разноформатных мягких прямоугольников, стало даже немного грустно – да, очень удобно, да, подходит практически к любому интерьеру, но как-то уже слишком… утилитарно. Вторым безусловным трендом стали обеденные столы со скошенными ножками. Неважно, из какого материала сделаны опоры и даже количество не имеет значение – главное, чтобы они располагались под углом к очень спокойной столешнице. На таком фоне хитом стал стенд компании 1920R, которая представила многометровые столешницы из реликтовых деревьев. Исполинские размеры и практически необработанные края полотна своей первозданностью контрастировали с доведенной до абсолюта, но лишенных всякого эмоционального заряда творениями индустрии.
Хотя некоторой отдушиной стали вариации на тему 60-х годов ХХ века. Это даже не воспоминание о той эпохе – все же большинство дизайнеров тогда еще даже еще не родились – это скорее представление о ней. Причем очень романтичное представление. Наши современники наделяют это время детской наивностью, простотой и понятностью. Все вместе это создает флер сказочности, выдуманного мира. В результате получаются вещи, которыми хочется умиляться – рабочий стол-парта, практически детские стульчики на низких ножках, дутые, словно вылепленные из пластилина, формы. И при этом никаких игр с цветом, никаких сложносочиненных оттенков – все понятно и просто: желтый это желтый, черный – черный. В этом плане, пожалуй, наиболее знаковой стала экспозиция фабрики Moroso, которая одновременно выставила творения Ле Корбюзье 1951 и их современное прочтение. А ADG и вовсе предложила мебель, словно позаимствованную из мультфильмов.
Мягко, еще мягче…
Новинкой сезона стало непривычное использование текстиля. Все детали, которые можно затянуть тканью – затягиваются ее. Диваны и кресла окончательно лишаются всяческих ножек, кровати помимо широчайшего мягкого изголовья имеют и обтянутое тканью основание. И даже фасады трюмо, тумбочек и платяных шкафов одеты в ткань! При этом безусловным фаворитом стал обычный войлок простого серого цвета. Его мягкость, и простая наивность – еще один реверанс в сторону шестидесятых.
Сделать текстильную обшивку более интересной призваны вывернуты швы и пикировка. И если первые добавляют моделям некоторую брутальность и расхлябанность, то пришедшая из классики втяжка в союзе с модерновыми формами приобретает абсолютно новое звучание – те самые дутые, мультипликационные формы. Особенно неожиданно такое оформление выглядит на фасадах систем хранения, как у законодателей Gervasoni и Asnaghi. Но в любом случае фасады платяных шкафов теперь делаются глухими – маскируются под стеновые панели.
Стекло осталось в журнальных столиках. И здесь приобрело необыкновенную живописность: в одной столешнице Porro объединяет несколько видов этого материала разного цвета, фактур и прозрачности. В результате поверхность напоминает полотно художественного произведения какого-нибудь абстракциониста.
Столь модные еще недавно хромированные основания у диванов остаются в прошлом. Если уж и используется металл, то перфорированный в крупный горох как у Varashin – это придает мягкой мебели задорность и вызывает положительные эмоции.
Еще одно течение, про которое следует на время забыть – это ар-деко. Мебели в данной стилистике было крайне мало. И если уж эбеновое дерево и встречалось, то в сочетании с другими современными и ироничными деталями.
Ну, а так классика, остается классикой – только натуральные материалы, богатый декор. Радует, что в последнее время все больше фабрик мебели в классическом стиле наряду с традиционными технологиями пытаются оптимизировать производство, дабы предложить потребителю приемлемое качество по доступным ценам. Появившиеся линейки моделей полностью соответствующие представлениям о великолепии этого стиля. Неожиданно, но самым запоминающимся впечатлением от классических павильонов стало то, что именно здесь, в отличие от остальных была в основном представлена мебель для детских. Судя по всему, забота о потомстве в людях проявляется в то же время, что и приверженность классическому стилю.
Самыми труднодоступными стендами, закрытыми для большинства посетителей выставки являлись стенды от грандов моды – Cavalli, Fendi, Versace. В производстве мебели эти марки следуют тем же принципам, что и в мире моды – необычно, дорого, шикарно. Их мебель поражает сложностью декора и вычурностью материалов – она, как и вечерние наряды, что называется, на выход. Собственно, и сами представители компании оговаривают, что их творениями не стоит заставлять весь дом – она для особых случаев, для отдельных помещений. Здесь каждый предмет идеально звучит только соло.
Яркость восприятия
В противовес простым формам мебели дизайнерские светильники завораживали своей многослойностью и причудливыми архитектурными или бионическими формами. Дабы компенсировать сложность построения плафонов их делают монохромными, при этом абсолютное лидерство у белого. Пожалуй, наиболее точными иллюстрациями стали новый светильник Fabbian и творение Захи Хадид для Slamp!, больше всего напоминающие коконы.
Дизайнеры осветительных приборов не остались в стороне от темы наивности. Очень много моделей напоминают собственные макеты выполненные в 3D графике. При этом наблюдается четкая тенденция отрыва источника света от декоративной части. То есть лампочка отдельно – плафон отдельно и он еще при этом имеет необычную форму: в одной из моделей Art di Murano – роль выполняют воздушные шары из разноцветного стекла с точечной подсветкой сверху. Masiero использует этот же принцип, только в роли подвесок шариков керамические перечницы пастельных оттенков. А специалисты Vesoi и вовсе предложили использовать в качестве плафонов проволочные каркасы от абажуров.
Классические модели стремятся перещеголять друг друга количеством рожков, причудливостью орнаментов и собственно самим размером.
Кстати, многие производители предлагают светильники, которые благодаря своему необычному дизайну в равной степени подойдут и классическому и современному интерьеру. Например, AV Mazzеgа сделал классические торшеры целиком выполненные из прозрачного стекла и люстры с ассиметрично расположенными рожками. А новинка от Veronese больше всего похожа на гигантский браслет с брелоками.
Karman предложил не относится к свету серьезно: его стенд запомнился светящейся лошадкой-качалкой и люстрами с прожженными тканевыми абажурами.
Абсолютно поразительно выглядели каменные светящиеся стены Lithos Design. В них вместо привычного оникса использовались самых разных пород камней. За счет разной толщины пластины на ее поверхности создается причудливый световой рисунок.
Давайте прощаться.
Фото и помощь в намписании материала Пятковский Андрей дизайн студия "А КВАДРАТ" интерьер Минск Текст. София Суденкова для журнала Мажордом 2013г.
Стать клиентом студии: позвоните по телефону +375296888807 или напишите на почту www.a2.by@gmail.com